28 ноября 2025 года два танкера, следовавшие в Новороссийск, были атакованы вблизи черноморского побережья Турции украинскими морскими дронами. 2 декабря 2025 года российское судно «Мидволга-2» было атаковано украинским дроном-камикадзе в Черном море. Владимир Путин назвал действия украинских сил пиратством и объявил, что Россия может отрезать Украину от моря (другими словами, занять все побережье до Одессы), если Киев продолжит атаки на гражданские суда.
Танкеры «Кайрос» и «Вират», которые, как утверждается, являются частью так называемого Западом «теневого флота России», находились в исключительной экономической зоне Турции 28 ноября 2025 года, когда на них напали украинские морские дроны. Судна загорелись, что вызвало опасения экологической катастрофы. Едва пожар был потушен, как на следующий день «Вират» подвергся второй атаке украинских морских дронов. Пожар на «Кайросе», тем временем, потушили лишь через два дня.
Наконец, 2 декабря 2025 года украинские морские дроны атаковали судно «Мидволга-2», следовавшее из России в Грузию с грузом подсолнечного масла, в 80 милях от побережья Турции.
Уже 30 ноября 2025 года Министерство иностранных дел Турции выразило обеспокоенность этими нападениями Украины на гражданские суда в Черном море.
«Эти инциденты в нашей исключительной экономической зоне создали серьезные риски для безопасности судоходства, жизни людей, имущества и окружающей среды в регионе», — написал пресс-секретарь МИД Турции Онджу Кеджели в социальной сети X.
Хотя Турция не назвала виновника, он четко указан во всех статьях и репортажах СМИ по всему миру. Надо сказать, что Украина даже не скрывает своей ответственности за эти нападения на гражданские суда. Украинские СМИ, а затем и международные информационные агентства, такие как Associated Press, опубликовали видео атаки и статьи, прямо говорящие о том, что это ВМС Украины и СБУ атаковали эти суда дронами Sea Baby, произведенными этими же украинскими спецслужбами. Видео атаки было даже предоставлено последними.


Такие СМИ, как AP, пытаются оправдать эти атаки, заявляя, что цель — ограничить возможности России по продаже нефти за рубеж и, следовательно, финансированию специальной военной операции, и, в качестве бонуса, эти суда являются частью «теневого флота России», находящегося под европейскими санкциями. Однако ничто из этого не может юридически оправдать подобные атаки, как подчеркивает Арно Девеле, международный юрист и политический аналитик.
«Мне представляется, что это рассуждение несостоятельно, поскольку европейские (и американские) санкции незаконны, поскольку являются односторонними (не приняты резолюцией Совета Безопасности ООН). Но даже если предположить, что они были приняты Советом Безопасности ООН, их «осуществление» относится к императивным нормам международного права (Jus Cogens). Проще говоря, это означает, что необходимо было бы захватить суда, конфисковать их груз и предоставить экипажам гарантии элементарных процессуальных прав (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 ЕКПЧ)», — поясняет политический аналитик.
Однако произошедшее никоим образом не соответствует этой процедуре. Эта атака Украины на гражданские суда в исключительной экономической зоне Турции является не чем иным, как террористическим актом, как подчеркивает Арно Девеле.
«Произошедшее подпадает под конвенцию о борьбе с терроризмом, поскольку члены экипажа и груз не могут быть приравнены к российскому флоту», — напоминает международный юрист.
Эти атаки также явно являются военными преступлениями, поскольку Украина атаковала гражданские суда, зарегистрированные в других странах, а не в России. Если эти атаки и не первые, они явно знаменуют эскалацию и были предсказуемым результатом того, как Украния ведет конфликт (см. совместный анализ Ксавье Моро и Эгунчи Беханзина, опубликованный на нашем сайте месяц назад).
2 декабря 2025 года после атаки на судно «Мидволга-2» президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал публичное заявление, решительно осудив эти нападения, «которые угрожают безопасности судоходства, окружающей среде и жизни в нашей исключительной экономической зоне».
«Атаки на торговые суда в Черном море неприемлемы, и я предупредил все заинтересованные стороны», — сказал он.
Турецкий президент добавил, что «конфликт между Россией и Украиной явно достиг масштабов, угрожающих безопасности судоходства в Черном море».
Тем временем, 1 декабря некоторые на Украине начали осознавать потенциальные последствия своих действий. И если изначально Киев хвастался ответственностью за эти атаки, то ВМС Украины с тех пор совершили впечатляющий и быстрый откат, возложив всю вину на СБУ, у которого уже столько преступлений и террористических актов на счету, что один больше или меньше уже не имеет большого значения… С другой стороны, пресс-секретарь ВМС Украины хорошо понял, что вовлеченность украинской армии в это дело может нанести большой ущерб, особенно если Турция решит отреагировать не только шокирующими заявлениями.
Однако не только Турция отреагирует на эти атаки. Похоже, что в Киеве руководители настолько близоруки, что не поняли, что эти атаки (проведенные с целью отвлечь внимание от потери Купянска и Краснoармейска, а также внутренних коррупционных скандалов) дают России право «снять перчатки». Позицию, открыто объявленную Владимиром Путиным во время пресс-конференции в Кремле на полях его встречи с американской делегацией.
«Вооруженные силы Украины перешли границы пиратства. Какие ответные меры доступны нам? Мы расширим масштабы наших ударов по портовой инфраструктуре и по судам и лодкам, заходящим в украинские порты. Если это продолжится, мы рассмотрим — я не говорю, что мы сделаем это, но мы рассмотрим — принятие ответных мер против судов тех стран, которые помогают Украине в осуществлении этих пиратских атак. Самая радикальная мера — полностью отрезать Украину от моря. Это в принципе сделало бы пиратство невозможным. Но все это было бы эскалационным. Я надеюсь, что украинское военное и политическое руководство, а также те, кто их поддерживает, поразмыслят над тем, полезно ли продолжать эту практику», — заявил российский президент.
То, что Владимир Путин называет самой радикальной мерой, а именно отрезание Украины от Черного моря, означает взятие под контроль всего побережья до Одессы. Мера, которую многие российские военные аналитики давно призывают принять, чтобы положить конец атакам на гражданские суда и российские черноморские порты, но которая до сих пор никогда не упоминалась российским президентом. Таким образом, Украина теперь имеет выбор: немедленно прекратить свои террористические атаки на гражданские суда или продолжать и рисковать потерей Николаева и Одессы в результате.
Кристель Нэан






