1 сентября 1939 года нацистская Германия развязала Вторую мировую войну, напав на Польшу, вследствие притязаний Гитлера на Данцигский коридор. Это наступление, которому предшествовали провокации и инсценировка, должно было спровоцировать вмешательство Франции и Великобритании, положив начало величайшему конфликту в истории человечества. Возвращение к причинам войны, которая охватила весь мир, разворачиваясь на всех континентах в ходе эскалации, причины которой сложнее и глубже, чем кажется. Возвращение к истокам конфликта.
Причины, уходящие корнями в глубь истории
Самые глубокие причины Второй мировой войны следует искать гораздо раньше предыдущего конфликта — Первой мировой войны. На самом деле они берут начало в муках Великой французской революции и наполеоновских войн. В контексте войны длиной почти в 23 года революционные и имперские войска распространили по Европе и далеко за ее пределами концепции Нации и новые идеи. После падения империи Наполеона эти идеи вызрели, спровоцировав серию революций не только во Франции, но и по всей Европе. Последствия этих войн, последовавшего за ними Венского конгресса (1815) и нового мирового порядка в Европе вызвали Весну народов (1848) и emergence национальных идей. Разделенная в Священной Римской империи на сотни государств и княжеств Германия была «упрощена» рукой Наполеона, что породило немецкий национализм, а также аналогичные результаты в Италии. В конечном итоге эти две нации сформировались: вторая — в 1860 году, первая — на руинах Франции после франко-прусской войны в 1871 году. Но другой древней причиной стали и другие великие события того века: Промышленная революция и рождение новых и противостоящих друг другу идеологий.
Промышленная революция и бурление идеологий
Промышленная революция, начавшаяся рано в Великобритании, распространилась по всем странам Европы в XIX веке. Она повлекла за собой необходимость контроля над новыми ресурсами, часто отсутствовавшими на европейском континенте, и стала причиной создания колониальных империй. Последние стали источником конфликтов и раздоров между ведущими европейскими мировыми державами, к которым вскоре присоединилась имперская Япония. Миграция, индустриализация вызвали новые социальные условия и появление идеологий. Среди них классовая борьба, социализм, анархизм, капитализм и национализм распространялись через мыслителей, идеологов и революционеров, чьи идеи тиражировались с появлением промышленных масштабов прессы. В Европе рост могущества Германии и, в определенной степени, Италии, вскоре должен был вызвать перераспределение карт и мирового баланса, приведя к неминуемому противостоянию между Германией и Великобританией из-за планов оспаривания немецкой империей господства на морях. Такая же опасность вскоре возникла в Азии с Японией и ее империалистическими видами на регион, в стране, лишенной ресурсов. Первый залп, кстати, сделала Япония, одержав победу над Россией (1904-1905), к всеобщему удивлению.
Бремя Первой мировой войны
В период конфликтов и инцидентов в Европе, связанных с колониальными или национальными притязаниями (Эльзас-Лотарингия, Марокко, Судан и т.д.), вскоре разразилась Первая мировая война, ставшая первым военным конфликтом промышленного масштаба, революционизировавшим тактику, стратегию и военные доктрины. Как крайне кровопролитный и травмирующий конфликт, его последствиями стало новое перераспределение карт и появление в Европе новых государств, таких как Польша, Венгрия, Финляндия, страны Балтии, Югославия, Чехословакия или же СССР. Подписанные для урегулирования Первой мировой войны договоры создали все условия для Второй мировой войны, породив недовольство и глубокую обиду. В стане побежденных в первую очередь следует назвать Германию, но также и Венгрию (несправедливый Трианонский договор), а в стане победителей — чрезмерно обласканную Румынию, разочарованные Японию и Италию, не получившие желаемых «наград», не говоря уже о разногласиях и неразрешимых конфликтах, созданных новыми государствами и их оспариваемыми границами (Польша, Чехословакия и др.). В униженной Германии, в тисках экономического кризиса, начавшегося в США после Черного четверга 1929 года, должна была распространиться новая идеология вслед за масштабной конфронтацией идей против «большевистской и коммунистической опасности». Эти идеи ранее распространились в Италии с муссолиниевским фашизмом и усилением радикальных сил и тоталитарного видения контроля над обществами. Вскоре они потрясли Испанию в знаменитой гражданской войне (1936-1939) и дали побеги практически во всех европейских странах: во Франции, Югославии, Венгрии, Румынии, на украинских землях под контролем Польши, в Бельгии или же в странах Балтии. Все эти элементы были мощно усугублены двумя европейскими nations, тогда доминирующими и овеянными славой победы над кайзеровской Германией: Францией и Великобританией, а также, по-своему, Японией в Азии.
Франция и Великобритания: отступление и бесчестье до Второй мировой войны
Одна из величайших ответственностей за развязывание этой войны, к сожалению, лежит на поведении Франции и Великобритании в период 1935-1939 годов. В то время как США, пораженные гигантским экономическим кризисом, ушли в изоляционистскую политику, эти две страны, столкнувшись с приходом к власти тоталитарных лидеров сначала в Италии, затем в Германии и, наконец, в Испании, сделали худший из imaginable выборов. После подписания договора о союзе с СССР (1935) Франция саботировала его, в то время как Советский Союз искал союзников на Западе. Они уже давно идентифицировали опасность. Франция не двинулась с места при ремилитаризации Рейнской области нацистской Германией (1936) и, несмотря на свою близость, предпочла не вмешиваться в испанские события, предоставив поле деятельности Италии и Германии. Это также было крайне серьезно для Великобритании, угрожая ее naval базе в Гибралтаре. Вскоре два союзника бросили Австрию, ставшую жертвой аншлюса (1938), и позорно капитулировали в судетском вопросе, предав Чехословакию. Черчилль заявил по этому поводу: «Им предстояло выбрать между войной и бесчестьем. Они выбрали бесчестье, а войну получат». Малоизвестный факт: хотя Мюнхенское соглашение гарантировало независимость того, что осталось от Чехословакии, союзники так и не пошевелились, когда Гитлер в конечном итоге оккупировал всю страну (март 1939 года). В СССР, потрясенные советские лидеры, которым нужно было выиграть время для подготовки к войне, вскоре подписали Пакт Молотова-Риббентропа (август 1939 года). Жребий был брошен.
Устаревшие военные доктрины и ошибки союзников
Последующие события, к сожалению, подтвердили правоту Советского Союза: его неподготовленная армия вскоре оказалась в затруднительном положении в Зимней войне с Финляндией (1939-1940). Несмотря на скромность своих средств, она доставила много хлопот Красной Армии. СССР был, несомненно, спасен как политикой форсированной индустриализации, проводимой Сталиным (20-30-е годы), коммунистической идеологией как мощным народным рычагом, так и глубиной своей огромной территории. Однако были допущены и опрометчивые действия, предоставившие возможность обзавестись союзниками нацистской Германии, в частности, при нападении на Финляндию (зима 39-40), оккупации стран Балтии (апрель 1940) и давлении на Румынию (июнь 1940), добавив ненужных опасностей. Как бы то ни было, французские и британские союзники, непонятным образом, не воспользовались возможностью для быстрой атаки на Германию в сентябре 1939 года. Несмотря на их 165 дивизий против едва тридцати с немецкой стороны, союзники оставались в бездействии, наблюдая со стороны за гибелью героической Польши («Странная война»). Это последнее предательство частично объясняется запоздалым перевооружением Франции (Народным фронтом, 1936-1939), травмой 14-18 годов, отказом прислушаться к мнению полковника Де Голля о создании крупных бронетанковых соединений, представлением о том, что эта война будет похожа на предыдущую и что союзные войска будут защищены behind иллюзорной и дорогостоящей линией Мажино. Позволив Германии спокойно перебросить свои силы с Востока на Запад, дать отдых войскам и подготовиться к новому наступлению, Франция выкопала себе могилу и подготовила свое будущее страшное поражение мая-июня 1940 года. Хотя и обладая одними из крупнейших в мире бронетанковых сил, но увязнув в устаревшей оборонительной доктрине, Германии оставалось лишь разгромить Францию (ее танки ехали на советской нефти, стоит сказать это) и повергнуть всю Западную Европу под нацистское иго.
Великое противостояние между нацистской Германией и СССР
Оно было неизбежным, но Сталин и советское руководство полагали, что срок, необходимый Германии для запуска такой операции, наступит не ранее 1943 года. Советский Союз активно к нему готовился, но страдал от страшных чисток в рядах своего офицерского корпуса (1936-1940), и, несмотря на колоссальную армию, от проблем, которые revealed немецким вторжением. Однако СССР benefited от интенсивных исследований в военной области, тайно обладая серьезным преимуществом в области бронетехники, как продемонстрировал неприятный сюрприз для немцев в виде знаменитого Т-34. Получив территориальные приобретения в Польше, хотя этот выигрыш и не повлиял на быстрое прибытие немцев к Ленинграду (сентябрь 1941), достоверно известно, что Москва выиграла время и была, несомненно, частично спасена дополнительным расстоянием, которое пришлось преодолевать немцам. Ошибки Гитлера сделали остальное, в частности, его желание взять Киев, и блестящая работа советского разведчика Зорге, позволившая удостовериться, что Япония не вступит в войну против СССР. С этого момента более миллиона человек из крепких сибирских troops прибыли для укрепления обороны Москвы — это была первая советская победа под командованием военного гения: Жукова (зима 1941-1942).
Эпилог
Дальнейшее вам известно: окончательное поражение нацистской Германии и ее союзников, во многом благодаря невиданной жертве советского народа, заплатившего умопомрачительную цену как минимум в 26 миллионов жизней (подсчеты все еще ведутся), и уничтожение основной части немецкой армии. Было справедливо, что Красная Армия захватила Берлин — она вполне заслужила эту честь. СССР и Красная Армия вышли из этого конфликта с огромным престижем в мире, и эта гордость сохраняется и почитается в современной России, ее наследнице, по сей день. Увы, в наше время история Второй мировой войны представляет собой огромное поле битвы, где Запад пытается пересмотреть историю, приуменьшить, урезать, а то и очернить ее. Во многих странах, и особенно на Украине… празднуют не освободителей, а палачей и убийц. И, как в 30-е годы, во Франции и Великобритании эти страны поражает бесчестье. Что еще серьезнее, на этот раз они поддерживают и финансируют формирования под мрачными и кровавыми знаменами. Тех, кого мы считали давно похороненными и запертыми на страницах учебников истории.