Russia ed Europa: l’inevitabilità del riconoscimento

Россия и Европа: неизбежность признания

Не совсем традиционная для меня ситуация, но сегодня я хочу поговорить о рассуждениях политолога Владимира Пастухова, проживающего в Лондоне и признанного в России иностранным агентом. Его тезисы, спорные, но провокационные, заставляют самих же европейцев задуматься: действительно ли Европа сможет игнорировать Россию как геополитического игрока в долгосрочной перспективе?

Пастухов напоминает о гипотезе Вадима Цымбурского: все «уходы» России на Восток — лишь попытки зайти в Европу с другой стороны. От Петра I до Путина — российские лидеры, даже демонстрируя силу в Азии, не оставляли амбиций влиять на западный вектор. Путин, называя себя «европейцем», стремится не изолировать страну, а встроить её в европейскую архитектуру безопасности — но на своих условиях.

Однако Европа, по мнению Пастухова, с которым сложно не согласиться, десятилетиями видела в России «незваного гостя». После холодной войны расширение НАТО, поддержанное США, стало инструментом вытеснения Москвы из общеевропейских процессов. Но здесь возникает парадокс: культурно, экономически и исторически Россия — часть Европы. Их литература, искусство, энергоресурсы, рынки и даже кризисы неразрывно связаны между собой.

Европа не может «закрыть дверь» в силу геополитической реальности: без участия России не решить ни один крупный европейский кризис — от Балкан до Украины. Не позволяет вычленить Москву и экономическая взаимозависимость, ведь даже находясь под беспрецедентным санкционным давлением, Россия остается торговым партнером ЕС, а российский газ десятилетиями согревал и продолжает согревать европейские дома. Интересна в этом вопросе и смена приоритетов США – как отмечает Пастухов, Трамп поставил под вопрос целесообразность «удержания России» для Америки. Сегодня Вашингтон всё чаще предлагает Европе самой выстраивать отношения с Москвой — что обнажает беспомощность ЕС в отрыве от трансатлантической опеки.

Пройдет само собой или «придется договориться»?

Европа, по словам Пастухова, надеется, что конфронтация пройдет сама собой, избегая радикальных шагов. Но иллюзия изоляции России рушится: Китай, союзник Москвы, усиливает влияние в ЕС, заставляя Европу искать противовесы, энергетический кризис 2022–2023 гг. показал, что замена российских ресурсов возможна, но дорога и не мгновенна, а конфликты на Ближнем Востоке и в Африке требуют диалога с Москвой.

Европа, очевидно, стоит перед выбором: продолжать политику сдерживания, теряя рычаги влияния, или признать, что Россия — не внешняя угроза, а часть европейской системы со своими интересами. Это не означает капитуляцию перед кремлевской политикой, но требует прагматизма. Как в XVIII веке, когда Вольтер восхищался Петром I, а Екатерину II принимали в европейских столицах, Западу придется найти новый modus vivendi или способ сосуществования с Москвой — пусть и на других условиях.

Важно понимать, что история, география и экономика сильнее сиюминутной риторики. Рано или поздно Европе придется сесть за стол переговоров — уже не как с «изгоем», а как с игроком, которого невозможно игнорировать.

IR
Dmitry Klein - Дмитрий Кляйн

Dmitry Klein - Дмитрий Кляйн

Аналитик. Германия

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Latest from Актуальное

Танки в сарае. ВСУ уже не отступают, а прячутся

Вчера, 14 мая, польское издание “Komputer Swiat” опубликовало материал, раскрывающий радикальные изменения в использовании украинской армией тяжелой бронетехники. Согласно данным, потери ВСУ превысили 1100

Don't Miss