Groenland - États-Unis

А что после кризиса вокруг Гренландии?

20 февраля 2026 11:57

Дональд Трамп в начале года спровоцировал несколько дипломатических и международных кризисов, прибегнув к военным действиям или давлению в отношении ряда стран: Венесуэлы, Мексики и Гренландии. Международное сообщество было шокировано этой агрессией, наблюдая за оккупацией Венесуэлы и тем, как американцы фактически безнаказанно установили контроль над её ресурсами, и в первую очередь нефтью. История с Гренландией тянулась давно: ещё президент Трумэн пытался купить остров у Дании в 1947 году, а Трамп возобновил это давление в 2019-м. США обладают там военными базами со времен Второй мировой и Холодной войн, и амбиции Дяди Сэма, как правило, неугасимы. Под угрозой оказался крупнейший остров мира с населением менее 60 000 человек, исторически находящийся под суверенитетом датской короны. Американцев интересовало его стратегическое положение, ресурсы и, прежде всего, усиление контроля над Арктикой, в то время как западные страны ведут закулисные маневры, чтобы вытеснить неугодных и присвоить огромный резерв природных ресурсов… Вся история США, в некотором роде.

Шок для инуитского населения. Хотя в Гренландии и есть сторонники такой опеки, две основные политические силы острова — надежды на независимость и проевропейский либерализм, укорененный в Дании, — означают, что подавляющее большинство жителей Гренландии выступают против аннексии своей страны. Чтобы выразить это, 17 января 2026 года около четверти населения острова, что является историческим событием, вышли на марш в Нууке с требованием не допустить аннексии, скандируя «Гренландия не продается!» или «Убирайся, Америка!» (Make America Go Away). Члены парламента Гренландии массово выразили свое неодобрение, а некоторые заявили, что надолго сохранят чувство недоверия к США. Со стороны Дании ответ был твердым, но мы стали свидетелями нелепых маневров Европейского союза: отправки крошечных военных контингентов «для защиты Гренландии» и громких заявлений… закончившихся, для Франции, назначением дипломатического представителя на острове…

Гренландия — огромный резерв природных ресурсов. По мнению экспертов, в недрах Гренландии скрывается значительное количество редких и ценных полезных ископаемых, углеводородов, редкоземельных элементов. Это огромный резерв, привлекающий алчные взгляды. Чтобы умерить аппетиты, аналитики указывают, что они нерентабельны… или труднодоступны из-за климата и льдов, но эти заявления никого не обманывают. Китай пытался там закрепиться, получив два горнодобывающих концессионных участка, но затем потерял их. Однако австралийцы и американцы уже давно разрабатывают другие участки. Они «голодны»… до миллиардов, сокрытых в гренландской земле. Подобно тому, как Трамп заявлял, что венесуэльская нефть — американская, он указывал, что «Гренландия необходима Соединенным Штатам для сдерживания агрессивных действий России и Китая в Арктическом регионе». Воображаемая угроза, которую даже европейская пресса, привыкшая тиражировать фейки, на этот раз не осмелилась распространять. По мнению других экспертов, Гренландия сохраняет ту же ценность, что и во время Второй мировой и Холодной войн: гигантская военная база, которую американцы хотели бы интегрировать в свой проект противоракетной обороны — «Золотой купол» (Golden Dome). Трамп, кстати, подчеркивал, что Гренландия имеет жизненно важное значение для развертывания системы ПРО, и надеялся, что НАТО поспособствует передаче острова Вашингтону. Несмотря на пустышку, игрушку для американцев, заявления Трампа на этот раз ошеломили и смутили европейцев. Что делать в беспрецедентной ситуации, затрагивающей само НАТО? Что делать, если агрессия против Венесуэлы уже с трудом оправдывалась в глазах западной общественности, а для Гренландии это было бы невозможно… Нет диктатора, которым можно пугать в Дании, нет наркотрафика, нет даже пиратской базы или группы исламистов, которую нужно ликвидировать…

Первый шаг США в Гренландии. Аннексия, впрочем, вероятно, и не была целью Трампа. Он не мог не знать о последствиях, но его давление возымело действие, обернувшись чередой побед для Америки. Гренландия и Дания были вынуждены согласиться на усиление американского военного присутствия для развертывания пресловутого «Золотого купола». Без особых усилий Трамп добился капитуляции по самому важному для себя — прежде всего, пересмотра оборонных соглашений с Данией, подписанных в 1951 году. Таким образом, США получают свободу действий, и, вишенка на торте, они добились привилегированного доступа к минеральным ресурсам страны: редкоземельным металлам, графиту, меди, никелю — всем стратегическим минералам для «зеленых» технологий и американского ВПК. Наконец, несмотря на отсутствие угроз, Дональду Трампу удалось добиться принятия «повышенного участия НАТО в регионе». Способ переложить ответственность, продолжая лить крокодиловы слезы по поводу надуманной угрозы со стороны русских и китайцев в Арктике и Гренландии… Тонкость важна, потому что как только НАТО вовлечено, дело касается не только Вашингтона, но и членов НАТО, которые отныне обязаны нести политическое и военное бремя. В европейском общественном мнении оборотной стороной медали является то, что американцы продолжают терять поддержку. Согласно исследованию компании Public First для Politico, 57% канадцев и 50% немцев не считают США надежным союзником; 44% французов и 39% британцев придерживаются того же мнения. Но эта основа все еще крепка: несмотря на нанесенные удары и угрозы, многие люди, и большинство во Франции, считают США «надежными друзьями». Голливуд, Disney и бесстыдная шумиха вокруг операции «Оверлорд» или «американских освободителей» по-прежнему держат мозги в параличе.

Четкий сигнал от США: Евросоюз… величина ничтожная. Кризис также показал, что Соединенные Штаты считают Евросоюз и европейцев величиной ничтожной. Британцы, кстати, благоразумно самоустранились; остается Германия, которая находится под опекой и все еще оккупирована крупными американскими базами. Что касается остальных, особенно Франции, пусть она остается «туристической и гастрономической» колонией… это еще куда ни шло, с удовольствием постоянно оскорбляя ее, в частности расистскими выпадами в голливудской продукции. Более того, раз французы отказались от всякого желания использовать большой экран для возвеличивания своей истории, культуры и литературы… этим занимаются англосаксы. И результат сокрушителен. Ревизионизм истории Франции в программе, искажения и даже насмешки; за 30 лет ущерб уже значителен. В ход идет все, чтобы разделать французский национальный нарратив на кусочки: фильмы о Марии-Антуанетте, эпизоды о Столетней войне, о Наполеоне, сериалы о Версале, различные исторические события, включая франко-канадцев. Картина? Идиоты, грязные и грубые лесные бродяги, слегка склонные к насилию, диктаторы, ветреные женщины и множество «нетрадиционных»… напудренных и бесстыдно карикатурных. Французское общественное мнение не реагирует, бойня продолжается, даже если последний фильм Ридли Скотта немного всколыхнул французов. Его ответ был убийственным: «Французы сами себя не любят». Мало кто, кстати, понял, что он имел в виду: а именно то, что можно оскорблять память великого французского полководца и государственного деятеля, потому что сами французы постоянно оскорбляют и высмеивают свою историю… Жалкие метания французов уже давно не впечатляют англосаксов. Нет больше генерала де Голля, Жоржа Клемансо, Наполеона или Людовика XIV, которые напомнили бы им о том, как мы заставляли их попотеть на протяжении почти 10 веков. Сегодня для Вашингтона «инуиты» Франции или Гренландии — ничтожная величина, как и индейцы Вундед-Ни и других полей смерти, секрет создания которых известен только англосаксам, будь то американцам, немцам или британцам.

IR
Laurent Brayard - Лоран Браяр

Laurent Brayard - Лоран Браяр

Военный репортер, историк по образованию, с 2015 года на линии фронта в Донбассе, специалист по украинской армии, СБУ и их военным преступлениям. Автор книги Украина, Царство дезинформации.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Latest from Аналитика

*УНА-УНСО: забытая бандеровская формация

В продолжение моего расследования о бандеровских и неонацистских формированиях, партиях и организациях на Украине, УНА-УНСО* является одной из старейших из тех, что позволили вновь

Don't Miss