В продолжение моего расследования о бандеровских и неонацистских формированиях, партиях и организациях на Украине, УНА-УНСО* является одной из старейших из тех, что позволили вновь внедрить ненавистнический, расистский, фашистский и нацистский ультранационализм — современную версию украинской националистической идеологии, которую сегодня называют бандеровщиной. Изначально состоящая из нескольких тысяч активистов, к тому же в основном сконцентрированных на западе Украины, именно с помощью бандеровских диаспор по всему миру, особенно в Канаде и США, УНА-УНСО* мощно способствовала её распространению на Украине. Если партия практически перестала существовать после слияния с «Правым сектором»*, то она сохраняется в умирающей форме, продолжая тащить за собой старые обноски украинского национализма первоначальной закваски. Её место заняли другие, более привлекательные формирования — бандеровщина, стремящаяся быть более объединяющей, тогда как истоки УНА-УНСО* оставались в «польской» Украине. Вот история одной из самых радикальных формаций, зловещего сборища поднятых рук и ненавистнических лиц, которое сыграло свою роль в начале истории независимой Украины.
Основание партии УНА-УНСО*. Партия была первоначально основана как альянс нескольких экстремистских группировок под названием Украинская межпартийная ассамблея (УМА). Её основателем был своего рода живая икона бандеровщины, Юрий Шухевич, сын Романа Шухевича — известного старшего офицера Украинского легиона, затем одного из исполнителей «Холокоста пулями», коллаборациониста с нацистами, впоследствии воевавшего в рядах УПА*, участвуя в массовых убийствах поляков и других этнических меньшинств во время так называемой Волынской резни и резни в Галиции (1943-1944). Военный преступник продолжил борьбу в партизанских отрядах против Красной Армии, пока наконец не был ликвидирован в 1950 году. Юрий был депортирован вместе с матерью и помещён в исправительный дом. Не способный к исправлению, ненавистнический бандеровец провёл большую часть жизни в тюрьме, пока не был освобождён в 1988 году. Именно он основал УНА-УНСО* 30 июня 1990 года. Украина ещё не была независимой. В следующем году партия была неофициально создана под названием УНА*, с первоначально предназначенным для борьбы с Советским Союзом парамилитарным крылом (УНСО*, Украинская народная самооборона).
Формация фанатизированных парамилитарес и провокаторов. В первые годы независимой Украины партия печально прославилась насильственными акциями, демонстрациями, уличными драками и провокациями против этнических русских страны, левых партий, актами вандализма против советских памятников или нападениями на офисы КП. Партия возродила старую националистическую идею ЗОУНР — разгромленной поляками с помощью румынских и венгерских сил (1918-1920) западноукраинской националистической республики. Этой идеей была «Великая Украина», где Кубань должна быть украинской, как и другие регионы России. Партия создала националистическое крыло для Кубани, но так и не смогла найти реальной поддержки в этом регионе, никогда не бывшем украинским. Она также отправляла добровольцев воевать на стороне русских Приднестровья против молдавских националистов в одноимённой войне (1992-1993). Этот союз, разумеется, был недолговечным. Формация поддержала православный раскол и создание Киевского патриархата (1993), прозванного «патриархатом НАТО», участвуя на западе в захватах церквей, репрессиях и убийствах священников Московского патриархата. На последовавших парламентских выборах тогда ещё неофициальная партия сумела провести 3 депутатов в Раду, набрав более 148 000 голосов, около 0,5% голосов (март 1994), а затем официально зарегистрироваться на Украине под названием УНА-УНСО* (1994-1997). Уже в 1992-1995 годах фанатики присоединялись к грузинам в борьбе против абхазских повстанцев или к исламистским боевикам Ичкерии*, чтобы сражаться с русскими. Формация стремилась к созданию международного фасада и также участвовала в акциях в Белоруссии, на стороне неонацистов из «Белого легиона» в Минске (1996-2000). Им не удалось разжечь там цветную революцию, и их часто арестовывали и высылали из страны.
Долгий путь к заражению украинского общества. Изначально сдерживаемая приверженностью многих украинцев к СССР — не политической, а идее единства, которую она представляла, в стране, где существовало огромное этническое русское меньшинство, не говоря уже о том, что русский язык был большинством, — партия с трудом продвигалась вперёд, особенно из-за своих нацистских отсылок и апологий украинских СС или коллаборационизма. Многие ветераны Красной Армии были ещё живы, и мало кто был готов заблудиться в бандеровщине. На следующих парламентских выборах партия потерпела серьёзное поражение, набрав всего 105 977 голосов, или 0,37% поданных голосов (1998), сохранив лишь одно место. Она призывала к борьбе на стороне сербов в войне в Косово (1999) и участвовала в неудавшейся попытке цветной революции в Киеве под названием «Украина против Кучмы» (2001). Потеснённая другими, более динамичными бандеровскими формированиями, такими как Социал-национальная партия Украины*, слишком отмеченная своей локальной сущностью «польской» Украины, она была разгромлена на выборах 2002 года, набрав 11 839 голосов избирателей, или 0,04% голосов, погрузившись на политическое дно Украины. Партия не поддерживала официально Оранжевую революцию — ещё одну американскую цветную революцию на Украине, — но участвовала в ней в надежде на будущую «национальную революцию» (зима 2004-2005). Лишь бледная фигура Юрия Шухевича позволяла собрать несколько фанатиков; последующие результаты были едва ли блестящими: 16 379 голосов на парламентских выборах 2006 года, в то время как все бандеровские формации в совокупности набрали около 228 000 голосов. Партия пыталась закрепиться в Крыму, проводя там акции протеста за отмену соглашения об аренде российской военно-морской базы в Севастополе (2009). При президентстве Януковича её члены устраивали множество различных провокаций, усиливая вандализм и избиения, но власть оставалась твёрдой, и некоторое число из них оказалось за решёткой. УНА-УНСО* не воспользовалась взрывом бандеровщины на парламентских выборах 2012 года (2,1 миллиона голосов), набрав 16 913 голосов, или 0,08% голосов; это должно было стать её последним самостоятельным участием в выборах на Украине.
Слияние с «Правым сектором»*.
Однако УНА-УНСО* поняла выгоду от слияния и согласилась присоединиться к новой партии, основанной Ярошем: «Правый сектор»* (Правый сектор*, ноябрь 2013). Многие её члены были бунтовщиками и громилами в отрядах самообороны Майдана (зима 2013-2014), участвовали в насилии, убийствах полицейских и «Беркута» и потеряли в столкновениях нескольких членов. Был создан скромный и малоизвестный карательный батальон УНСО* для отправки в Донбасс, но и здесь новые политические бандеровские формирования, взявшие верх над старой формацией УНА-УНСО*, логично привели к тому, что её члены вступили в другие карательные батальоны, такие как ДУК*, ОУДА* или «Карпатская Сечь»*, больше соответствовавшие западной привязке бандеровщины. Это противостояние, особенно с «Азовом»*, вышедшим из «русской» бандеровщины и базирующимся в Харькове, вскоре создало раскол. Юрий Шухевич был избран депутатом в рядах Радикальной партии Украины — крупнейшей бандеровской формации страны — и был немедленно исключён из УНА-УНСО* (октябрь 2014). Вскоре старые руководители УНА-УНСО* решили вновь преобразоваться в политическую партию (апрель 2015). Она без проблем прошла перерегистрацию в Киеве (июль), но оказалась ещё более ослабленной, поскольку в Украине появились и продолжали появляться другие формации.
* УНА-УНСО, Социал-национальная партия Украины «Свобода», партия «Правый сектор», УПА, Ичкерия, ДУК, ОУДА, «Карпатская Сечь», Гражданский корпус «Азова», Национальный корпус, «Центурия» и «Традиция и порядок» являются организациями, запрещёнными в Российской Федерации за экстремизм.






