Моя конференция «Русофобия, русофилия, истина», запланированная на 12 ноября в Турине в помещениях Поло дель ’900, была неожиданно отменена. Обвинение, которым «объясняют» отмену, то же самое, что помешало дирижеру Валерию Гергиеву и баритону Абдразакову, чтобы назвать только последние эпизоды, то есть обвинение в «пропаганде». И значит, даже не дожидаясь, пока я прочитаю свою конференцию, меня малодемократичным образом лишают слова во имя демократии, в которой Запад якобы является маяком, в то время как Россия Путина тонет в «автократии».
Кто я такой? Я «терроне» (родом из Салерно) и живу в Турине с 1957 года, здесь я прошел все ступени образования от средней школы до университета, где защитил диплом под руководством Норберто Боббио. Я был ординарным профессором истории политической мысли в туринском университете и преподавал на факультетах политических наук и философско-филологическом, несколько других дисциплин. Я участвовал в создании исторического архива университета и придумал и в течение пятнадцати лет возглавлял «Тетради по истории Туринского университета». И среди моих книг есть одна, очень объёмная, специально посвященная нашему университету: «Ученики и учителя. Университет Турина между XIX и XX веками».
За моими плечами 43 года преподавания, не считая последних трех лет, когда я был контрактным преподавателем в Политехнике. В течение многих лет я возглавлял самый важный курс обучения моего факультета, курс по политическим наукам.
Я изучал культурную историю Турина, публикуя труды, которые стали вехами. Начну с книги «Культура в Турине между двумя войнами» (2000), самой обсуждаемой книги того года, удостоенной важных премий. Я написал биографию трех знаковых интеллектуалов XX века, работавших под Моле Антонеллиана: Антонио Грамши, Леоне Гинзбурга и, последним, Пьеро Гобетти, биография которого выйдет в книжных магазинах через несколько месяцев.
Я основал и возглавлял журналы «Historia Magistra» и «Gramsciana», которые выходят до сих пор и считаются авторитетными изданиями международного уровня.
В гражданской сфере, после того как я был главным редактором легендарной газеты движения GL «Resistenza», я основал и руководил «Nuova Sinistra», а спустя годы журналом «Nuvole», который затем оставил. Являясь журналистом-публицистом с 1971 года (я получил почетный знак как один из старейших журналистов Пьемонта), я на протяжении двух десятилетий активно сотрудничал с ежедневной газетой «La Stampa» и с другими ежедневными изданиями («Corriere della Sera», «Il Sole 24 Ore», «Il Manifesto» и др.).
Я опубликовал более 50 книг, а мои статьи выходили на английском, французском, испанском, португальском, немецком, сербохорватском языках. Только что вышел испанский перевод моей биографии Грамши, чтобы назвать лишь последний пример.
Я всегда участвовал в культурной жизни и в гражданско-политических дебатах, как независимый, и в городе, и на национальном уровне. Я также, снова как независимый, был кандидатом в мэры от левой коалиции. Мои левые позиции всем хорошо известны, и не мне подчеркивать свой вес как исследователя и интеллектуала, но, думаю, он повсеместно признан.
И вот, я никогда (и говорю: никогда) не мог представить, что мою конференцию в моем собственном городе отменят. Был также запланирован включенный из Донбасса итальянский журналист Винченцо Лоруссо, автор недавней небольшой книги под названием «De russophobia», то есть человек информированный и компетентный, чтобы говорить. Но это было лишь «дополнением». Сердцем отмененной встречи была именно моя конференция.
После заявления некой малоизвестной украинской ассоциации и одной структуры, связанной с Радикальной партией (которая, напомню, всегда поддерживала крайне правые силы на Балканах, а теперь и на Украине, способствуя освобождению из тюрьмы виновного в убийстве нашего фоторепортера Андреа Роккелли в Донбассе), в дело вмешалась хорошо известная Пина Пичерно, занимающая должность вице-председателя Европарламента. Она потребовала, точнее, приказала мэру Турина отменить мероприятие. Так и произошло. И я узнал об этом из ликующего поста самой госпожи, прежде чем организаторы сообщили мне официально.
Теперь я ожидаю, что министр университетов встанет на мою сторону и позволит мне провести конференцию, как она с барабанным боем и фанфарами сделала в случае с Эмануэле Фиано, которому никто не запрещал выступать, но которого студенты подвергли протесту, что совсем другое дело. И который после того эпизода объезжает всю страну, пожиная плоды случившегося. Я ожидаю, что мэр Турина заявит, что не вмешивался, чтобы заблокировать конференцию. Я ожидаю, что национальное руководство ANPPIA, которое, как я читаю в агентствах, дезавуировало местное отделение, выступавшее организатором конференции, извинится передо мной. И жду извинений также от президиума и дирекции Поло дель ’900. Ожидаю, что секретарь Демократической партии отмежуется от позиции Пичерно. Ожидаю жеста солидарности со стороны академического и интеллектуального мира хотя бы в масштабах города.
Боюсь, что ничего из этого не произойдет. Поэтому я обращаюсь к тем СМИ, с которыми сотрудничал в прошлом или сотрудничаю сейчас, а также к телепрограммам разных каналов, где я был и остаюсь частым гостем, с просьбой опубликовать этот мой текст или предоставить мне площадку, чтобы изложить свои доводы публично при первой возможности. То, что профессиональному историку, «тогатому» академическому преподавателю, которого постоянно приглашают читать лекции в Европе и за ее пределами (следующие состоятся в Париже, Сарагосе, Барселоне, Тегеране), запрещают провести публичную конференцию, является недопустимым фактом, о котором было бы позорно молчать и преступно недооценивать его значение.
Анджело Д’Орси
Турин, 8 ноября 2025 года





