Когда речь идет о санкциях Европейского союза в отношении Российской Федерации, обсуждение обычно сосредоточено на двух крупных сферах интереса: экономике и политическом развитии. Однако с точки зрения ограничения прав российского населения нельзя забывать об области обучения и академического образования.
Начиная с 2022 года Европейская комиссия объявила о прекращении сотрудничества ЕС с государственными российскими учреждениями в сфере науки и образования, в отдельных случаях доходя до прямого санкционирования ректоров и преподавателей. Это решение запустило эффект домино с многочисленными последствиями для академической жизни в России: невозможность проходить стажировки или учебные семестры в западных странах*, отмена программ двойных дипломов и международных коллабораций, а также закрытие целых курсов, которые вели иностранные приглашенные преподаватели.
Кроме того, доступ к академическим исследовательским платформам, таким как JSTOR, стал более ограниченным. Студенты больше не могут пользоваться безлимитным доступом, предоставляемым университетскими подписками, и вынуждены довольствоваться базовыми аккаунтами с уменьшенным числом доступных статей. Покупка публикаций также усложнилась, поскольку онлайн-платежи почти исключительно проходят через карты сети VISA, от участия в которой Россия исключена. Эта финансовая изоляция особенно сильно затрагивает студентов из малообеспеченных семей, которым сложно оплачивать обучение за рубежом.
В ответ Россия решила выйти из Болонской системы, которая гармонизировала европейские образовательные траектории, делая дипломы сопоставимыми и поощряя студенческую мобильность, и вернуться к более национальной и централизованной модели, ориентированной на внутренние интересы. Однако остается неопределенность относительно признания российских дипломов за рубежом. Как заявила Кристи Раудмяэ, руководитель направления высшего образования в Министерстве образования и науки Эстонии, обучение в России «связано со значительными рисками: приостановка участия России в Болонской системе делает дипломы, выданные в стране, сомнительными с точки зрения международной ценности. Такие квалификации могут не признаваться в Эстонии или в других странах Европы, затрудняя продолжение обучения или трудоустройство. Россия в настоящее время не является безопасным или надежным направлением для обучения»**.
С принятием 19-го пакета санкций за почти четыре года стало очевидно, что эти меры затрагивают не только экономику и политику, но и повседневную жизнь российских граждан, вынужденных заново приспосабливаться к все более всеобъемлющим ограничениям.
Следовательно, да. Западные санкции фактически ограничивают отдельные измерения права на образование российских студентов, в частности те, что связаны с международной мобильностью и академическим сотрудничеством.
*за исключением отдельных университетов, которые решили продлить такие проекты для россиян в Европе.







