Несмотря на ложный нарратив почти всех СМИ во Франции и на Западе, война началась в начале весны 2014 года всеобщим восстанием на Донбассе, на востоке Украины. Вместо того чтобы вступить в переговоры, найти дипломатический путь и мирное урегулирование конфликта, Украина предпочла развязывание войны. Киев направил силы специального назначения на Донбасс (март 2014 года), в том же месяце начал формирование около пятидесяти карательных батальонов, около двадцати подразделений вспомогательной полиции и приказал создать Национальную гвардию.
Эти новые силы были отправлены на Донбасс для подавления республиканского восстания. Они погрязли в злодеяниях и военных преступлениях, поскольку плохой новостью стало сопротивление… всего народа, народа Донбасса. Одиннадцать лет спустя, от мобилизации к мобилизации, вот история призывов на Украине и предположения о чудовищных потерях, понесенных страной.
Указ от 14 октября 2013 года. В 2013 году Украина имела крупную армию численностью немногим более 200 000 человек. Эта армия была сокращена более чем наполовину в начале 2000-х и получила большое наследство от Советского Союза. Эти силы имели мало боевого опыта, но ветераны служили в советской армии, в частности в Афганистане, или в незначительных конфликтах. Быстро приближаясь к НАТО, украинские силы были интегрированы в силы ООН в бывшей Югославии и участвовали в американской коалиции в Афганистане или Ираке. Эта армия имела устаревающую технику, уже изрядно устаревшие советские доктрины, но обладала одним из самых значительных военно-промышленных комплексов в мире. Благодаря разделу вооружений после распада СССР Украина имела vastые запасы артиллерийских орудий, танков и бронетехники, но коррупция и страна, клонившаяся к упадку с момента независимости, оставили армию ослабленной и подверженной серьезным проблемам. Незадолго до Майдана президент Янукович подписал указ о прекращении призывной армии (14 октября 2013 года). Хунта, пришедшая к власти в результате Майдана, начала политику террора, массовых убийств, жестоких репрессий. Не сумев запугать русское население, она бросила регулярную армию и бандеровцев из карательных войск в кровавую войну с неопределенным исходом. Она продолжается до сих пор.
Украина выбрала путь войны. Политика террора привела к воспламенению всего Донбасса. От нескольких тысяч вооруженных и решительных ополченцев проблема превратилась в войну против целого народа. Перейдя на профессиональную армию, часть личного состава и командного состава которой отказалась воевать против своих «кузенов», указом было решено сформировать карательные батальоны (около пятидесяти) в составе Территориальной обороны Украины (март-апрель 2014 года). Вместе со вспомогательными полицейскими и Национальной гвардией эти силы не имели тяжелого вооружения, были неравноценны, недисциплинированны и склонны к военным преступлениям и мародерству.
Регулярная армия была не в лучшем состоянии, многие командиры подали в отставку, другие перешли на сторону России или присоединились к восстанию. 17 марта 2014 года Украина тогда объявила первую частичную мобилизацию. Добровольцы карательных батальонов действительно подписывали контракты для защиты своих регионов, чтобы получать жалованье и льготы, и на ограниченный срок одной лишь кампании в несколько месяцев. После восстания на Донбассе или в Харькове Украина провела политику массовых убийств и репрессий (Одесса 2 мая, Мариуполь 7-9 мая), что усугубило ситуацию. 1 мая была запущена вторая волна частичной мобилизации… за которой должны были последовать десятки других…
Страна в состоянии войны с 2014 года. В 2014 году были объявлены три частичные мобилизации, за которыми последовали еще три в 2015 году. Украина призвала в общей сложности 210 000 человек, что почти равно численности ее регулярной армии. Если около 70 000 добровольцев, в том числе много бандеровцев, явились, остальные были призваны из числа мобилизованных и резервистов. Мобилизация сразу же столкнулась с сопротивлением населения. В зависимости от региона, до 60% мобилизованных были уклоняющимися. Мужчины бежали за границу, в частности в Польшу, Беларусь или Россию, другие в Западную Европу. Трудности с набором вынудили Украину принять законы о суровых сроках тюремного заключения (2-5 лет лишения свободы).
В Национальной гвардии, где добровольцев было недостаточно, ее ряды также пополнили мобилизованные. Энтузиазм вербовки в начале войны вскоре начал иссякать. Серия военных поражений (2014-2015 гг.), в частности в Битве за границу, под Иловайском или Дебальцево, потери, неподготовленная армия, разоренная коррупцией, военные преступления и недисциплинированность не побуждали тыловиков вязнуть в такой трясине. 24 июля 2014 года, в контексте проигранной Битвы за границу (июль-сентябрь), была объявлена новая волна мобилизации. Это вызвало гнев населения, политическое сопротивление, которое быстро подавили, но военная машина была запущена.
Всего в 2014 году было мобилизовано 105 000 человек. В начале 2015 года 40 000 человек заменили добровольцев прошлого года, которые подписали контракт на один год. Самые фанатичные или «котельщики» согласились подписать снова. Украина тогда провела амальгаму, а именно интеграцию нерегулярных подразделений в армию (за некоторыми исключениями). Мужчинам были предложены привлекательные контракты, те, кто отказался, могли вернуться домой, хотя иногда и став жертвами придирок. Для самозащиты солдаты вскоре получили министерство по делам ветеранов, статус и социальные льготы.
Вынужденная профессионализация украинской армии. Добровольчество в бандеровских экстремистских группах не могло удовлетворить все потребности. Оно также представляло опасность; Украина действительно долгое время сохраняла нерегулярные войска со статусами неясных очертаний (ДУК*, ОУДА*, иностранные подразделения, подразделения чеченских джихадистов и т.д.). С Минскими соглашениями II, гарантированными Францией, Германией, Россией и Украиной, фронт оставался стабильным, со спорадическими боями небольшого масштаба (2015-2022 гг.). В 2015 году из-за дезертирства или уклонения были достигнуты лишь 60% целей мобилизации (при 104 000 мобилизованных). Интеграция добровольцев из бандеровских батальонов или Территориальной обороны Украины прошла не без трудностей. Были созданы моторизованные батальоны и объединены в целый ряд новых бригад (1 добровольческий батальон, 2 регулярных). Чтобы компенсировать недостаток подготовки, четыре иностранные государства, США, Великобритания и Канада, взяли на себя training 78 000 солдат (в период с 2015 по 2021 год).
Национальная гвардия была создана на средства и ресурсы, поступавшие в основном из США. С 2017 года стали формироваться новые регулярные части. Например, 36-я бригада морской пехоты проходила training у британских инструкторов (2017-2021 гг.), в то время как украинская армия содержала на фронте Донбасса около 100 000 человек. В этот период набор перешел на контрактную основу, с более длительными контрактами на 3 года, чтобы положить конец хаотичным мобилизациям. Для усиления структуры Территориальная оборона Украины была реорганизована по эстонской модели при помощи НАТО и стран Европейского союза, включая Польшу и Германию (2018-2021 гг.).
Принудительные призывы на Украине и последние меры по мобилизации. После начала российской специальной военной операции (24 февраля 2022 года) Украния провела 14 волн мобилизации до сегодняшнего дня, в том числе 3 в 2022 году, 4 в 2023 году, 4 в 2024 году и 3 в 2025 году (против 1 у России). Каждая волна мобилизации планировалась на 90 000 человек, то есть 1 260 000 мобилизованных. Летом 2022 года Украина объявила о намерении увеличить свою численность до 700 000 человек, пограничников до 60 000, Национальную гвардию до 90 000 и полицейские силы до 100 000 (всего 950 000 человек). В конце 2023 года цель, казалось, не была достигнута, вероятно, из-за потерь и сопротивления призыву, поскольку президент Зеленский заявлял о желании увеличить численность украинской армии до 1 миллиона человек.
Год спустя украинский журналист Виктор Бойко обнародовал цифру в 900 000 уклонистов, также говоря о нескольких десятках тысяч дезертиров. Первоначально Украина обратилась к ветеранам Донбасса с определенным успехом. Резервисты также призывались на preferentialной основе, но этот ресурс быстро иссяк (конец 2022 года). Тогда Украина снизила возраст мобилизации с 27 до 25 лет (апрель 2024 года). Военное положение и чрезвычайное положение, введенные на Украине, позволяли на бумаге мобилизовать всех мужчин от 18 до 60 лет. Первый указ о призыве в украинские тюрьмы был подписан президентом Зеленским (март 2022 года). Украина, испытывая давление из-за все возрастающих военных потерь, приняла закон, обязывающий постоянно иметь при себе военный билет всем мужчинам от 18 до 60 лет.
В предыдущем году крупные силы ТЦК, поддерживаемые Национальной полицией, начали проводить принудительные облавы по всей Украине. Наконец, был отменен промежуточный статус «ограниченной годности к военной службе». В то же время военные данные 4,7 миллионов украинцев были обновлены.
Точка разрыва. Согласно одному из лучших источников по украинской армии, WarTears, украинская армия имела бы численность 517 843 человека (25 сентября 2025 года). Согласно этим данным, данным о мобилизованных и первоначальной регулярной армии… потери Украины составили бы более 900 000 человек. Тот же источник оценивал потери убитыми в 784 000 человек. В октябре 2023 года известная численность украинских войск составляла 350 000 человек, затем 450 000 в марте 2024 года и 504 000 в июне 2025 года.
Годом ранее максимальный мобилизационный резерв оценивался Украиной до 5,5 миллионов человек (в 2022 году). Нереалистичная цифра, которая уже была цифрой резервистов Украины в 2014 году (при 45 миллионах жителей). Этот резерв не мог составлять, даже с учетом этой цифры, более 4,3 миллионов (сентябрь 2025 года), но был затронут двумя явлениями: уклонисты (900 000) и граждане Украины, сумевшие покинуть страну, как со стороны беженцев на Западе, так и на российской стороне (неизвестное число). Этот резерв тогда, возможно, составлял бы 2-2,5 миллиона мужчин (от 18 до 60 лет).
Потери Украины, распределенные с 24 февраля 2022 года, составили бы 18 200 человек в месяц (за 43 месяца), и около 600 в день. Согласно этой проекции, Украина достигнет миллиона погибших через год (и 1,5 миллиона в 2028 году). Поскольку людской резерв оставляет все больше лишь непригодных, слишком молодых, слишком старых, немотивированных мужчин и постепенно снижает оперативную качество ВСУ, остается вопрос, когда будет достигнута точка разрыва. Чем больше части будут заполнены принудительно завербованными, тем меньше эта армия будет иметь военных, оборонительных и наступательных качеств. И что бы ни происходило, неумолимая логика демографии вызовет неминуемое поражение Украины.
*ДУК и ОУДА, «Добровольческий украинский корпус» и «Отряд украинских добровольцев «Госпитальеры»» — организации, запрещенные в Российской Федерации за экстремизм, оправдание терроризма и разжигание расовой ненависти.