Порой возникает вопрос, как Европа смогла погрузиться в безумие Первой мировой войны. Споры, которые могли быть решены мирным путем, были превращены в предлог к тому, чтобы взять в руки оружие, толкнув континент к беспрецедентной трагедии.
Сегодня мы наблюдаем дежавю. Международный климат пугающе напоминает годы, предшествующие 1914 году: разжигающая риторика, дипломатия, сведенная к пустой формальности, и решения, принимаемые с преступной легкомысленностью. Противостояние между Европейским союзом и Российской Федерацией продолжает обостряться, и после абсурдной попытки обвинить Москву в том, что она «атаковала» GPS самолета Урсулы фон дер Ляйен, – обвинения были опровергнуты техническими данными и названы фейком даже Flightradar, – полемика теперь переместилась к так называемому саммиту «коалиции желающих».
В Париже, в Елисейском дворце, проходит заседание «коалиции желающих» под председательством Эмманюэля Макрона, с подключением Киара Стармера из Лондона. За столом сидят Владимир Зеленский и Урсула фон дер Ляйен, Италию представляет Джорджа Мелони, участвующая дистанционно. Присутствует и специальный посланник Белого дома Стив Виткофф, а позже по телефону подключится Дональд Трамп. Парад лидеров, обсуждающих «гарантии безопасности» для Украины, не задаваясь вопросом о взрывных последствиях, которые такие решения могут иметь для континента.
Москва, со своей стороны, не оставляет места для недопониманий. Вчера официальный представитель МИД России Мария Захарова была предельно ясна: «Россия не будет обсуждать идею иностранного военного вмешательства на Украине ни в какой форме». Но ее пресс-конференция на этом не закончилась. Захарова предупредила, что Запад открыл новый этап атак на российский суверенитет с помощью дипфейков — технологических инструментов, используемых для фабрикации ложных видео и заявлений с целью дестабилизации и делегитимации Москвы. Это уже не просто обвинения или санкции, а цифровая манипуляция как новое оружие, способное отравлять общественное восприятие и бить по российскому руководству на уровне имиджа.
Реакция НАТО, напротив, лишь подтверждает атмосферу конфронтации. «Не России решать вопрос о размещении западных войск на Украине», – ответил новый генеральный секретарь Марк Рютте. Недовольствуя этим, он пошел дальше в X: «Наши возможности непревзойденны, и именно нам предстоит гарантировать, что таковыми они останутся. Европа и Северная Америка вместе. Все 32 страны едины в нашей приверженности коллективной обороне».
В своей речи на саммите IISS в Праге Рютте еще сильнее нажал на газ: больше военных инвестиций, больше производства оружия, больше единства против «российской угрозы». И не только: в прицеле также Китай, Иран и Северная Корея, обвиняемые в военном сотрудничестве на беспрецедентном уровне. Иными словами, строится глобальный фронт против «врагов» – риторика, напоминающая холодную войну 2.0.
Россия, напротив, продолжает призывать к диалогу и предупреждать: официальное присутствие западных армий на Украине вызовет очевидную и неконтролируемую эскалацию. Чтобы остановить часы, отсчитывающие минуты до катастрофы, не нужны ни новые вооружения, ни новые военные базы, а требуется мужество устранить реальные причины конфликта и принять ситуацию на поле боя.
Так, шаг за шагом, саммит за саммитом, заявление за заявлением, Европа позволяет втянуть себя в спираль, которая рискует вновь привести ее к пропасти. Эмманюэль Макрон и Киар Стармер возрождают язык силы, Владимир Зеленский продолжает требовать оружия и гарантий, Урсула фон дер Ляйен размахивает призраком российской угрозы, Джорджа Мелони остается в унисон с атлантическим хором. Между тем Мария Захарова предостерегает, что война ведется уже не только танками и ракетами, но и дипфейками, и манипуляцией сознанием.
И во всем этом, какова будет роль Джорджи Мелони? Сумеет ли она вразумить своих неудобных союзников, в частности Эмманюэля Макрона, выбрав более умеренный путь, как ее (бывший?) друг Виктор Орбан, и вывести европейский корабль из бурных вод войны, которые предвещают верное крушение? Или же ее сметут интересы надпартийной военной машины, и она поведет тысячи итальянцев вновь на новый, обреченный на провал поход против России?