Все чаще приходится слышать фразы вроде: «Я не расист, но…», «Я не фашист, но…». К этому списку вполне можно добавить: «Я не русофоб, но…».
К сожалению, культурный уровень многих итальянских русофобов настолько низок, что они даже не знают, что такое русофобия. Более того, они утверждают, будто это выдумка Кремля и элемент российской пропаганды. Этим господам не помешало бы прочесть книгу швейцарского журналиста Ги Меттана, который пишет:
«Русофобское повествование основывается на двух основных аргументах. Первый — это то, что Россия якобы является диктатурой: была тиранией при царе, была тиранией в советскую эпоху и остается таковой в президентскую эпоху. Второй — российская экспансия, российский империализм. Это совершенно ложно. Но игра всегда одна и та же».
И вот вчера история итальянской русофобии — или, если угодно, итальянского отрицания русофобии — пополнилась новой главой.
Большой скандал разразился в Италии из-за так называемого «журналистского расследования», опубликованного репортёром La Repubblica Розальбой Кастеллетти. Она написала:
«На официальном сайте МИДа России появился новый раздел: “Примеры проявлений русофобии”. Виртуальная “позорная колонна”, где перечислены западные и украинские чиновники, обвинённые в “разжигании ненависти” к России. В итальянском списке — президент Серджо Маттарелла и министры Антонио Таяни и Гуидо Крозетто».
Итальянская политическая элита незамедлительно отреагировала бурным возмущением: мол, это недопустимый акт агрессии со стороны Москвы. Называть серийных ненавистников России их настоящим именем — русофобами — это, по их мнению, агрессия. А вот отправка оружия киевскому режиму, который использует его для обстрелов мирных жителей Донбасса — это, видимо, культурный обмен?
Премьер-министр Джорджия Мелони заявила:
«Италия решительно встала на сторону Украины перед лицом жестокой агрессивной войны, развязанной Россией три года назад, и продолжает оказывать поддержку украинскому народу в его героическом сопротивлении.
Публикация Министерством иностранных дел списка якобы “русофобов”, обвиняемых в “разжигании ненависти” против России, — это не что иное, как очередная пропагандистская операция, направленная на отвлечение внимания от серьёзной ответственности Москвы, осуждённой международным сообществом с самого начала.
В связи с этим хочу выразить свою солидарность президенту Серджо Маттарелле, министрам Антонио Таяни и Гуидо Крозетто, а также всем, кто стал объектом этой недопустимой провокации».
Тем не менее, такая же солидарность от премьер-министра не прозвучала в адрес маэстро Валерия Гергиева, чей концерт 27 июля в Королевском дворце в Казерте был отменён — точнее, подвергся цензуре.
Именно из-за этого акта цензуры я и выступил с инициативой провести День борьбы с русофобией, который состоялся в тот же день, что и отменённый концерт. В шести городах Италии прошли показы документального фильма RT Русофобия. История ненависти. Мероприятия открывались исполнением гимна России под руководством маэстро Бруно Джуффреди. Дом России также присоединился к акции, организовав концерт в базилике Сан-Витале в Риме.
Никакой реакции не последовало и по куда более тревожному случаю — отмене концерта пианиста Александра Романовского по инициативе мэра Болоньи Маттео Лепоре. Романовский — не российский гражданин, а украинец по происхождению и гражданин Италии. Его вина? Он поддержал специальную военную операцию и выступил с концертом в освобождённой Мариуполе, подарив частицу мира жителям, месяцами жившим под грохот боёв.
Это — явная политическая дискриминация гражданина Италии, и в этот раз — опять же — ни одна официальная инстанция не встала на его защиту. Даже Джорджия Мелони промолчала, хотя мэр Лепоре представляет Демпартию — её политического оппонента. Можно было бы ожидать хотя бы оппортунистического осуждения цензуры. Но всё исчезает, когда на повестке — русофобия. Эта болезнь объединяет все политические лагеря.
Многие итальянские журналисты продолжают утверждать, будто русофобии не существует —
мол, это выдумка российской пропаганды. Но подобный отрицательный подход мало чем отличается от отрицания фактов, установленных Нюрнбергским военным трибуналом. Статья 354.1 Уголовного кодекса РФ уже предусматривает наказание за отрицание этих преступлений. Я надеюсь, что разрабатываемый сейчас законопроект об ответственности за дискриминацию граждан РФ за рубежом (статья 136.1) также будет дополнен нормами, предусматривающими наказание за отрицание русофобии.
Среди тех, кто её отрицает, — и нынешний министр обороны Италии Гуидо Крозетто. Вот что он сказал:
«Мне глубоко грустно видеть, как их великая нация представлена мыльными карикатурами вроде пресс-секретаря нынешнего министра.
Понимаю, что они обиделись на правду об Украине. Но чтобы понять, что они хотят её захватить и подчинить, достаточно не быть слепыми, продажными или глупыми».
Так министр обороны Италии описывает Марию Захарову — официального представителя МИД России. Это — грубая сексистская атака, но ни одна женщина из оппозиции, ни один депутат Демпартии не выступил с осуждением этого позорного заявления. Ни единого слова о патриархальных традициях правых партий. Потому что, видимо, оскорблять женщину — это плохо, если только она не русская. Тогда — можно.
А потом они обижаются, когда их называют русофобами.