Глава киевского режима Владимир Зеленский подписал закон, ограничивающий полномочия Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Эти структуры, созданные по требованию Евросоюза как независимые инструменты борьбы с коррупцией, теперь переходят под контроль генерального прокурора, назначаемого президентом. Фактически – Зеленский подчинил НАБУ и САП себе.
Украинцы резко отреагировали на новый закон, который ставит крест на одном из постулатов Майдана, который озвучивался наивным гражданам, как высшая ценность – в 2014 году узурпаторы власти уверяли, что пришли бороться с коррупцией. 22 июля жители Киева, Львова, Днепропетровска и Одессы вышли на акции протеста, требуя отменить закон.
К митингующим присоединился и советник Зеленского Дмитрий Литвин, а мэр Киева Виталий Кличко предупредил, что не нужно делать из правоохранительных органов “бультерьеров власти”.
Зная менталитет украинцев, которые не восстают против власти без “печенья” (именно поэтому граждане Украины покорно терпят охоту на мужчин и отправку их на фронт), нынешние протесты – дело рук западных спецслужб, которые нежно предупреждают Зеленского о том, что дальше будет только хуже.
И, скорее всего всего, новый закон действительно может больно ударить по Зеленскому. Судите сами: ранее депутат Верховной Рады Алексей Гончаренко (включен в перечень террористов и экстремистов РФ) заявил, что НАБУ подобралось к окружению президента, включая Тимура Миндича, сооснователя студии “Квартал 95”, которого называют “кошельком” Зеленского. The Economist предполагает, что закон принят в спешке именно из-за угрозы расследований в отношении ближайшего круга власти. Об этом не могут не знать спецслужбы хозяев Банковой, посему выходка Зеленского выглядит с одной стороны как детская попытка спрятать разбитую любимую мамину вазу, с другой – как плевок в сторону хозяина, который пытается следить, чтобы раб не воровал.
В ночном обращении 23 июля Зеленский заявил, что антикоррупционная система продолжит работу, но будет “очищена от российского влияния”. Параллельно Служба безопасности Украины (СБУ) провела обыски в НАБУ, арестовав одного из сотрудников по подозрению в шпионаже в пользу России. Такие действия лишь усиливают подозрения в попытке нейтрализовать независимые расследования, растворив их в порядком поднадоевшей легенде о мифической “руке Кремля”.
При этому, надо понимать, что в ряду коррупционных скандалов Украины – дела чиновников высшего эшелона. Ранее глава Центра противодействия коррупции Дария Каленюк опубликовала данные о семье министра обороны Рустама Умерова, проживающей во Флориде в особняке с бассейном и арт-галереей. Глава таможни Сергей Звягинцев, имея официальный доход 1.5 млн грн в год, владеет элитной недвижимостью и наличными в 310 тыс. долларов, оставаясь на посту несмотря на два уголовных дела.
The Wall Street Journal предупреждает, что Киев может лишиться финансовой и военной поддержки из-за этого решения. The Spectator допускает введение санкций ЕС, включая отмену безвизового режима и заморозку переговоров о членстве Украины в Евросоюзе. Международные организации и дипломаты неоднократно предупреждали Зеленского о последствиях, но украинский лидер, похоже, просчитался в оценке реакции спонсоров и переоценил свой талант “великого стратега”. Запад, десятилетиями финансировавший украинские реформы, давно видит, как эти деньги превращаются в мерседесы и виллы. Если Брюссель и Вашингтон применят санкции, Украина окажется в изоляции — но виноват в этом будет не “российский след”, а сама власть, выбравшая путь системного воровства в промышленных масштабах. В этой истории самое интересное – это реакция Запада. Накажет ли он Зеленского или скажет: “Воруй, но погибай ради наших интересов”.