Турция уже в самом начале СВО была единственной страной, принимавшей мирные переговоры, не считая короткой попытки встречи в Беларуси, и, более того, единственным государством, которое смогло собрать две страны за общим столом, обеспечив платформу, на которой стороны в целом смогли договориться об условиях мира. Поэтому для Турции проведение переговоров – это не что-то новое.
Для Турецкой Республики эта встреча и заключительные мирные переговоры, которые должны последовать за ней, имеют жизненно важное значение по ряду фундаментальных причинах. Во-первых, Турция уже давно является самым важным соседом и самым важным торгово-экономическим партнером обеих стран, России и Украины, в общем бассейне Черного моря. По крайней мере, со времен Советского Союза Турция имела и имеет многомерные и глубокие социальные, культурные, гуманитарные и другие виды отношений и интересов с обеими странами на самом высоком уровне. Даже если рассматривать только «Организацию Черноморского Экономического Сотрудничества», членами которой были и Украина, и Российская Федерация, и Турция, Турция, на основании многочисленных региональных общих пактов, организаций и платформ, членом и участником которых она является, пожалуй, имеет самую высокую степень ответственности, необходимость и в то же время возможность, несравненно больше, чем любая другая страна Причерноморья, сблизить и как можно скорее примирить враждующие страны.
Неслучайно президент Путин лично позвонил президенту Эрдогану и попросил, чтобы продолжающиеся непрямые встречи между сторонами прошли в Стамбуле, чтобы предпринять прямые и более конкретные шаги. Российское руководство в лице Владимира Путина прекрасно знает и помнит, что только благодаря условиям для встречи и переговоров, предоставленным Турцией в марте 2022 года, и ее посреднической роли и миссии в целом, обе стороны смогли договориться о пути к миру в самом начале войны. Именно поэтому за прошедшие три с лишним года многие российские дипломаты, политики и чиновники, включая, в частности, президента России Владимира Путина, неоднократно по разным поводам и в разной обстановке ссылались на «Стамбульский меморандум», напоминали о нем и, более того, указывали, что он послужит основой и прецедентом для возможных новых мирных переговоров.
Конечно, у Турция много интересов, ожиданий и выгод от того, что представители России и Украины самого высокого уровня встретились в Стамбуле и договорились о новых условиях мира. Ранее Турция была одной из стран с наибольшим объемом инвестиций, экономической активности и внешней торговли в обеих странах. Особенно с Крымом, Запорожьем, Херсоном, Луганской и Донецкой республиками, Турция имела больше взаимных экономических и торговых отношений через море, чем любая другая черноморская страна. В результате войны Турция понесла огромные убытки в своей инвестиционной и коммерческой деятельности, в основном в Украине, но также и в России, на общую сумму в десятки миллиардов долларов.