29 июня Азербайджан вступил в беспрецедентное противостояние с Россией, начавшееся с отмены всех культурных мероприятий российских учреждений и достигшее пика в “спецоперации” против бакинского офиса Sputnik.
Хронология событий раскрывает причинно-следственную связь между уголовным делом в Екатеринбурге и эскалацией дипломатического напряжения.
Утром 29 июня Министерство культуры Азербайджана официально отменило все запланированные мероприятия российских государственных и частных учреждений. Решение связывают с “актами насилия” (формулировка Минкульта Азербайджана) при задержании в Екатеринбурге выходцев из Азербайджана, подозреваемых в убийствах. Власти республики утверждали, что действия правоохранителей якобы носили этническую подоплёку.
Официальная Москва немедленно отреагировала словами официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, которая заявила, что Баку получил все необходимые разъяснения по этому делу. Захарова подчеркнула, что задержанные являются гражданами России, а обыски проводились в рамках процессуальных норм.
Ситуация резко обострилась сегодня, 30 июня, когда МВД Азербайджана начало действия в бакинском офисе Sputnik. По информации сотрудника агентства, полиция вызвала всех отсутствовавших на рабочих местах журналистов. “Сотрудники не выходят на связь — очевидно, лишены доступа к телефону. Среди них есть граждане России”, — сообщила Маргарита Симоньян, главный редактор МИА “Россия сегодня”.
Российская дипломатия предприняла экстренные меры. “Сотрудники нашего Посольства в Баку уже выехали к офису нашего Спутника”, — подтвердила Симоньян. Однако, по словам Марии Захаровой, дипломаты не могут установить контакт с журналистами: “Сотрудников консульского отдела посольства России до российских журналистов не допускают, информацию о причинах таких действий не дают”.