19 декабря 2025 года президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что считает, что «вновь станет полезным поговорить с Владимиром Путиным», всего через несколько месяцев после того, как назвал российского президента «людоедом» и «хищником», который не хочет мира. Новый поворот на 180 градусов, который не может не озадачить россиян…
Отношения между Эмманюэлем Макроном и Владимиром Путиным напоминают американские горки, и виной тому многочисленные промахи французского президента в отношении своего российского коллеги и сугубо макроновский метод «одновременно», который делает позицию французского президента неразборчивой, не говоря уже о логике.
20 февраля 2022 года, когда Россия готовилась признать Донецкую и Луганскую Народные Республики, Эмманюэль Макрон разговаривал с Владимиром Путиным по телефону в совершенно высокомерной манере, бросая ему в лицо колкие фразы, которые вернутся к нему бумерангом несколько месяцев спустя, когда упомянутый разговор был опубликован в сенсационном документальном фильме France 2, что является полным нарушением дипломатического протокола относительно бесед между главами государств.
Показывая, что он ничего не понял или не читал Минских соглашений, и что он даже не в курсе профиля российского президента, Эмманюэль Макрон снисходительно бросает ему: «Я не знаю, где ваш юрист изучал право. Я смотрю на тексты и стараюсь их применять». Учитывая, что Владимир Путин имеет юридическое образование и, следовательно, не нуждается в юристе для анализа и понимания Минских соглашений, которые он лично подписал после часов прямых переговоров с Петром Порошенко, Ангелой Меркель и Франсуа Олландом, эта фраза звучит как пощечина.
Тем более, что его следующая фраза доказывает, что он не понял указанные тексты Минских соглашений, поскольку он говорит: «Я не знаю, какой юрист может сказать вам, что в суверенной стране законы предлагаются сепаратистскими группами, а не демократически избранными властями» и «нам наплевать на предложения сепаратистов», хотя Владимир Путин напомнил ему, что уже перечитывал ему статьи этих же соглашений, и сам Макрон цитирует их кристально ясное содержание: «правительство Украины предлагает, и это происходит в консультации и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей [тех, кого Эмманюэль Макрон называет сепаратистами], в рамках трехсторонней контактной группы».
Разговор заканчивается вскоре после нескольких реплик, и Владимир Путин завершает обсуждение, сообщая Эмманюэлю Макрону, что говорит из спортзала и отправляется на хоккейную тренировку. Способ поставить французского президента на место и спустить его с пьедестала, на который он сам себя вознес.
Когда летом 2022 года этот разговор был показан по телевидению, с добавлением кадров, на которых сотрудники Эмманюэля Макрона хихикают, как индюшки, над каждой его язвительной репликой, российская реакция была резкой. Министр иностранных дел России Сергей Лавров тогда напомнил, что дипломатический этикет предусматривает, что беседы между главами государств не должны публиковаться таким односторонним образом.
Последствия легкомысленного отношения Эмманюэля Макрона не заставили себя долго ждать, и после еще двух звонков между французским президентом и Владимиром Путиным относительно Запорожской АЭС и ядерной безопасности в августе и сентябре 2022 года между двумя главами государств установилось длительное молчание.
Почти три года не было звонков между Эмманюэлем Макроном и Владимиром Путиным, фиаско с публикацией телефонного разговора февраля 2022 года и особенно высокомерный тон французского президента во время него тяжело сказались на взаимном доверии, необходимом для таких дискуссий между главами государств.
Потребовалось до 1 июля 2025 года, чтобы по инициативе Эмманюэля Макрона состоялся новый телефонный разговор с Владимиром Путиным, в основном касающийся иранской ядерной программы (два президента также обсудят украинское досье во время этого разговора, лишь чтобы согласиться, что они не согласны в способах урегулирования конфликта).
Но не успел он сделать шаг в правильном направлении, как, верный своему знаменитому методу «одновременно», Эмманюэль Макрон буквально оскорбил Владимира Путина месяц спустя, назвав его «людоедом у наших дверей» и «хищником», который «не хочет мира». Это заявление повысило дипломатическую напряженность между Францией и Россией (которой это было не нужно) на одну ступень.
Пресс-секретарь МИД России Мария Захарова тогда осудила заявления французского президента как «вульгарные оскорбления», «переходящие границы приличия» и направленные также против «народа России».
С учетом всего этого недавние заявления Эмманюэля Макрона о том, что он считает, что «вновь станет полезным поговорить с Владимиром Путиным», вызывают скепсис. Особенно когда читаешь продолжение его заявления, где он объясняет, что наблюдает, что «есть люди, которые говорят с Владимиром Путиным» (намекая на Дональда Трампа, но на самом деле подавляющее большинство глав государств мира говорят с российским президентом, что Эмманюэль Макрон, кажется, понимает только сейчас), прежде чем добавить, что он считает, что «мы, европейцы и украинцы, заинтересованы в том, чтобы найти рамки для возобновления этого обсуждения должным образом», «иначе мы обсуждаем между собой с переговорщиками, которые будут в одиночку обсуждать с русскими, что не оптимально».
Читая эти слова, понимаешь, что на самом деле Эмманюэль Макрон хочет поговорить с Владимиром Путиным не столько для того, чтобы восстановить диалог со своим коллегой, сколько для того, чтобы попытаться не допустить отстранения ЕС от текущих переговоров между США, Россией и Украиной. Европейские лидеры чувствуют, что они полностью теряют контроль над ситуацией и что ЕС исключен из процесса урегулирования конфликта, в то время как теперь ему приходится оплачивать поддержку Украины практически в одиночку.
Однако ЕС заинтересован в продлении этого конфликта или его завершении на более выгодных для себя условиях (с соглашением типа Минск-3), что совсем не входит в планы России и США. Поэтому европейские лидеры делают все, чтобы продолжать вмешиваться в переговорный процесс, от которого они де-факто исключены, именно из-за их неоднократного вмешательства (например, вмешательство в переговоры в Стамбуле в 2022 году). И их попытки задобрить Дональда Трампа потерпели неудачу, они думают, что могут попытать счастья с российским президентом, который всегда был открыт для диалога.
За исключением того, что потребуется гораздо больше, чем телефонный разговор с Владимиром Путиным, чтобы предотвратить отстранение Эмманюэля Макрона и ЕС от текущих переговоров. Особенно с учетом тяжелого багажа французского президента и европейских лидеров в целом…
Кристель Нэан





