И Россия, и Азербайджан в ходе последнего конфликта действовали чрезмерно эмоционально и политизированно, существенно отступив от дипломатических норм и тонкостей, что, к сожалению, только ухудшило ситуацию.
Стало очевидно, что за внезапными и неожиданными жёсткими, а порой и противоправными действиями обеих сторон в отношении граждан друг друга стоят глубокие политические и геополитические причины.
Расследования показали, что инциденты, которые обе страны используют для обоснования арестов, вовсе не являются свежими. Отравление 44 человек в России произошло не вчера (этнические азербайджанцы, фигуранты дела о заказных убийствах в Екатеринбурге, были причастны к делу о массовом отравлении алкоголем в 2021 году на Урале, в результате которого погибли 44 человека), предполагаемые криминальные связи азербайджанской диаспоры не были раскрыты на днях, равно как и обвинения в шпионаже сотрудников Sputnik в Баку или их возможная причастность к наркотрафику между Афганистаном и Азербайджаном.
Напряжённость возникла не на пустом месте. Россия давно недовольна стратегическим партнёрством Азербайджана с Израилем, а также его сближением с НАТО как через Турцию, так и напрямую. Особое раздражение Москвы вызывает план создания Зангезурского коридора, который напрямую свяжет Турцию и Азербайджан.
Со своей стороны, Азербайджан не забыл инцидент с пассажирским самолётом, сбитым российскими военными в конце декабря, когда погибли десятки граждан. Москва до сих пор не выполнила все требования о компенсациях, и неслучайно Ильхам Алиев отказался от участия в московском параде 9 мая, несмотря на приглашение.
По сути, нынешний конфликт — это дипломатический театр, где каждая сторона символическими действиями демонстрирует позицию, избегая при этом открытого столкновения. Жёсткие шаги стали способом неявно выразить претензии, которые не хотят озвучивать напрямую.